Список форумов КуАИ
  Главная    Выпускники     Регистрация    Изменить свои данные      Форум   Вход 

Отчёт о походе по Алтаю.(9-25 июля 2010 года)



С 9-го по 25 июля 2010 года группа товарищей из Самары (3 человека), Тольятти (4 человека) и Набережных Челнов(1 человек) предприняла водно-пеший поход по Алтайским рекам Чуя и Катунь с посещением Каракольских озёр. Вашему вниманию предлагается отчёт-дневник, составленный Аланом. Фотоотчёт смотрите здесь.

9.07, ближе к полуночи. Самара. Вокзал. Знакомимся с Инной. В две ходки транспортируемся к вагону поезда Пенза-Владивосток. Контрольный звонок от Макса. Отвечаю: «Все нормально, на вокзале, грузимся». Вагон. Атлетические пятнашки – укладывание водяной снаряги в плацкартном вагоне при полках уже забитых поклажей других пассажиров. Как уже все рассовали? А до отправления еще 10 мин – идем знакомиться с Тольяттинцами в другой вагон. Все. Отправление. Традиционная банка пива – отпуск начался.
10.07, День. Катастрофа! В Самарской части группы только я и Женя играем в преф. А как же традиционная вагонная пуля? Ура, найден выход (а точнее Сульдин, едущий этим же поездом на Бийский, как он сказал «матрас»). Выход в Челябинске за «Живым» пивом. Почему на торговом центре надпись «Вход со стороны автовокзала»? А.. А со стороны автовокзала надпись «Закрыто». Засада! Челябинцы не хотят продавать пиво! Но пиво находится в ларьке, и мы возвращаемся к префу.
11.07, День-вечер. Опаздывает ли наш паровоз? Вопрос жизненно важен, т.к. окно до поезда Новосибирск – Бийск всего 40 мин. А его еще надо найти и опять сделать до него две ходки. По прибытии посылаем на мост гонца. Паровоз до Бийска идентифицирован (табло показывает почему-то только электрички). Опять атлетические пятнашки. Спор с пассажиркой на тему размещения «ужасных рюкзаков» у нее над головой. Обмен с ней местами. И вагон трогается. Н-ск – Бийск особый поезд. Концентрация всякого туристского люда достигает максимума и стремится к 100%. Едут все: водники, горники, спелики. Все спать, а то завтра подъем в 3 утра, (по местному-то оно, конечно, в 6, но организм еще не сжился с этим временем).
12.07. 6 утра (время местное). «Хмурое утро»: недоспавшие выгружаемся. На небе тучи, да и судя по виду полей из поезда здесь «квасит» давно и качественно. Тем не менее в данный момент дождя нет. Заказанная тольяттинцами газель на месте и мы начинаем грузиться. В другую газель грузится группа Сульдина. Последний обмен вопросами «Может вы с нами?», «Нет уж лучше вы к нам» (с). В момент загрузки водитель одной из газелей рассказывает, что вчера снимал группу с порога «Буревестник» - они не решились его идти. Прикидываю: если группа пошла на Чую – значит к 4 кс она должна быть готова, если сошла с «Буревестника» значит там не меньше пяти – начинает подступать нехорошее ощущение.
12.07. около 9 утра. Долина Катуни. Дождь. Из газели видно, что вода высокая, отмелей почти не видно, кусты торчат из воды. Но не паводок и ладно. «Будем»,- как говориться, –«поглядеть». Заезжаем в магазин. Закупаем картошуку, лук и майонез. Тольяттинцы майонез в раскладку не включили, а я и не заметил. Как можно ходить без майонеза?? Газель сворачивает в долину Семы. Вполне сплавная речка. Веселая. Типа осеннней Песчанки. А почему я не слышал, чтобы по ней сплавлялись? Это в ручеек так налило?
12.07. около 11 часов. Переезжаем Семинский перевал и.. «жизнь-то налаживается» - появляется солнце, дождь заканчивается.
12.07. где-то в середине дня. Газель останавливается для дозаправки на АГЗС около Урсула и я, пользуясь случаем, иду смотреть на реку. Эка тут налило! Вода валит по поляне через кусты. Ну да ладно. Если все совсем плохо пойдем в пешку на Шавлинские озера. Садимся в машину и едем на перевал Чике-Таман. Впечатляет. Также впечатляют велотуписты высоко и быстро везущие знамя велотуризма по этим горам. Водитель рассказывает, что старая дорога была еще «круче». На перевале фотографируемся и покупаем пирожки. На мой вкус, те, что с картошкой – очень даже приличные. За перевалом снова солнце. Переезжаем мост через Катунь в Ине, и попадаем в долину Чуи. Здесь я еще не был. Степь, горы и солнце! Именно о таком пейзаже в отпуске я мечтал зимой. Водитель останавливается на повороте дороги, откуда видна «Турбина». Смотрим с высоты и расстояния. «Ну, ужас, но не ужас, ужас, ужас»(с). Во всяком случае, ориентиры запомнены, чалка намечена – значит не впоремся. А не понравится – обнесем. А на автодорогах на Алтае тоже своеобразные препятствия
12.07. Ближе к вечеру. Водитель высаживает нас на поляне у окончания Бегельбашских разбоев. Жаль не доехали до Чибита – хотелось хоть один взгляд кинуть на «Мажой», но руководитель не я.. Собираем каты. Саша с Инной делают тренировочный выход в улово. Выясняется, что балоны на моем Тритоне травят. Увы, командировочная жизнь не позволила лишуний раз проверить машину перед походом.
12.07. совсем вечер. Идем в разведку «Сумрачного» в километре от лагеря. «Да вроде ниче» - бывает и хуже. Наметили линию движения и в лагерь. Почитали лоцию. Определили, что просмотрели Сурачный вместе с Буревестником.
13.07 утро. Просыпаюсь и вижу лениво двигающихся дежурных. Отлично! Думаю, мы успеем до завтрака разобрать наиболее травящий балон Тритона и заклеить. Разобрали, надули, нашли дыру, - старые раны – отошла заплатка и заклеили. Ну вот и завтрак. Делимся по экипажам. Я иду с Женей на Тритоне, Саша с Инной на РафтМастере. И вперед. Намеченную с вечера линию движения выдерживаем не напрягаясь: «Не так страшен черт, как его малюют». Уверенность растет, жаль нельзя отправить смс в Самару успокоить народ, что все не тут не так страшно. И это отсюда сошла группа? – странно. Неужели так вода упала за пару дней?
13.07. утро. Примерно через 10 мин после «Сумрачного». Мне не нравится вал за правым поворотом, но по лоции здесь ничего серьезного, но вал не нравится категорически.. А улово видимое последнее. «Чалка вправо!». Лучше как говориться перебдеть. Эскадра зачаливается. По берегу подозрительно хорошая тропа. Обносная? Ну точно – «Буревестник». Таки, оказывается, ошиблись. Приняв ступени Сумрачного за оба порога. После просмотра сомнений практически нет. Все правым берегом, только заход кривоват – гряда мешает. Можно, конечно, через нее проскрестись, отпихиваясь ногами от дна, но это как-то не стильно. «Будут потом говорить, что ты этого медведя убил, так же как и прошлого» (с). А где гряда кончается, несет уже даже не в центр, а влево. Ну так на то и энерговооруженность Тритона.. заходим по струе носами с запасом от гряды и носами вправо. Заранее «на ход» и в момент окончания гряды у нас уже и скорость, и носы вправо. Попадаем в нужную струю у правого берега. Рафтмастер не успевает и идет по центру. Ну «большому кораблю»,- как говорится,- «везде дорога». Идем дальше – главное теперь не пропустить начало «Бегемота». Ориентиры крутятся в памяти «Предварительный-Справа автомобильный мост через приток, вроде, Айлагуш, непосредственный – мост через Чую». Начинается легкий дождь. Не помню, на какой берег надо чалиться – командую - чалимся на правый. К-4 чалится ниже на левый и машет руками. Ладно, не вопрос, лишний раз потренируем траверс. Перечаливаемся. Саша потом сказал, что рафтмастер они выгребли с трудом. Идем смотреть.
13.07. День. «Бегемот». Ага, бочка под мостом. Почти в стоячую воду с ямой и горкой. Зона обратки сопоставима с Тритоном. – бр..! А дальше? Ага, таблички на береговых валунах одна, две, много..Так, а дальше? Еще слив метра полтора-два и еще поменьше и расстояние между ними не то чтоб с запасом, а так метров по сорок. Все! Дальше можно не смотреть, если положит под мостом, а оно Тритон через корму очень даже, на мой взгляд, может, будет как в известном анекдоте «вот тебе и раз», «а вот тебе и два». Только тут еще и три скорее всего. А самосплавом, да вечером – нет – «это не наш метод». Говорю: «Мы обносим». Рафтмастер и К-4 тоже несут. По тропе левого берега с набором метров 15-20 выходим с вещами на поляну. Очень приличная. Спуск к воде? Ну в общем есть. Втаскиваем все на поляну – 16 часов. Предлагаю встать лагерем. «А то пока спусутишь суда, пока навяжешь рюкзаки…» Встаем. Дождь кончается. Ходим, фотографируемся. Напарник зовет купаться. Не узнаю Женьку – не мерзнет!! Ну, с почином, - купались практически ежедневно. Сланцы! Божественная вещь! Да, не смотря на прогноз, я взял сланцы и не пожалел! Весь поход погода благоволила к этому виду обуви . Я одеваю их и иду на мост «Бегемота». Решение об обносе принято и можно теперь смотреть на порог без эмоций, «чисто теоретически», зная, что в эту.. ж мы ни сегодня, ни завтра не полезем. Нет, чисто теоретически, по отдельности любую из трех ступеней я бы пошел. Соответственно вопрос в страховке. Предположим, нас кладет под мостом. В раме я бы чуствовал себе сносно и ушел бы во второй слив, хотя не скажу что с удовольствием, а вот без ката… - явно не уютно. Береговая страховка? Я места не увидел, такого чтобы и все русло перекрыть и чтоб человека в улово забило маятником. К-2 поставить на страховку? Я бы встал. Снял человека и ушел бы сним в два следующих слива. Пробили бы мы с человеком бочку второго слива?? – вопрос для меня открытый. И еще таблички на камнях.. они как знаки предупреждения.. они были молодые, сильные люди. Вряд-ли сюда попали люди совсем случайные.. И предупреждения из лоции: «по большой воде ключевые пороги Чуи становятся значительно опасней» - именно по этому Чуя не рекомендуется как первая четверка. Я видел «Бегемота», я запомнил его, и я надеюсь еще раз придти сюда. Сегодня я не готов.
14.07.утро. Наше дежурство. Приятно встать с утра, увидеть солнце и одеть тапочки. Идем купаться и приступаем к готовке. Завтрак, спуск снаряги к спущенным вчера катам. Подкачка. И проход без вещей 4-й (по моему счету) ступени. Рафтмастер сделал подобие кормовой свечи, и меня это еще более укрепило в правильности вчерашнего решения. Мы идем ступень последними. Целимся между двумя бочками.. Отлично! Даже не приколбасило. И сразу в улово. Грузимся. Что у нас дальше? Ага Слаломный.. не то 4 не то 5 км. И в лоции отмечен, как «С» - т.е. лучше бы посмотреть. Но 4 км смотреть не охота и вперед идет наш танк – К-4.
14.07.день.Ладно, за танком не страшно. О страховке они не просят, поэтому ориентируемся, чтобы идти взаимостраховкой двумя двойками. Идем, начинается порог. Вроде нормально, не напрягает. Напарник говорит, что Рафтмастер отстал. Чалимся в уловешник правого берега, ждем. Вспоминаю лоцию: «Достаточно опытный экипаж может найти места для чалки на Сулаломном». О! мы значит котируемся. Т.е. для этого маршрута мы достаточно опытный экипаж.
14.07.вечер. Вот она «Турбина». Смотрим. Несем вещи. Правый слив – не нравится бой в скалу. А вдруг там карман? Левый – залитый зуб. По-моему нас должно как раз на него посадить. К-4 решает идти левым сливом и успешно проходит!! Мы с Женей перечаливаем Тритон и Рафтмастер ближе к порогу, чтоб меньше носить и нас чуть не киляет на Рафтмастере в какой-то заштатной бочке. Перспектива самосплава в Турбине проносится в голове, мы вытаскиваем машину из бочки и воспринимаем это как знак свыше: «Турбину – не идем». Из запасов старого завхоза (ибо сказано Завхоз однажды – завхоз всегда), извлекается бутылка соленых огурцов, и мы варим солянку. За ужином первый тост за к-4, прошуедшуих «Турбину», второй за дежурных. Что ж нам приятно было готовить праздничный ужин, и приятно, что его оценили.
15.07. Утро-день. Смотрим «Горизонт». И снова не вижу возможностей адекватной страховки. К-4 идет, К-2 несут. Дома посмотрев прохождение к-4 на видео, я подумал, что решение об обносе было правильным. Обнос метров пятьсот. «И солнце жарит, чтоб оно пропало, и нет уже судьбы у нас другой» (с). Спуск снаряги и катов ниже Горизонта – отдельное удовольствие. Чтоб удовольствие было более полным (менее травматичным) была использована веревка. Почти отвесный песчанник с галькой с удовольствием осыпается, особенно когда по нему спусукается груженый водник. Погрузка и выходная шивера. «Это просто праздник какой-то» - несколько километров лавировки между камнями всех видов и размеров. Для тренировки передал управление напарнику. В целом нормально. Под конец она нас даже немного утомила, и захотелось уже плеса. Тут мы и влилисуь в Катунь.
15.07. День, чуть позже. Катунь «Big volume, crazy». Помню, как впервые попав на Катунь постоянно попадал в ловушку масштаба: Видишь прямо по курсу небольшую пологую структуру, приближаешься и.. цензурно говоря, удивляешься ее размерам и мощи. Теперь я тихо посмеиваюсь над впечатлениями напарника. Доходим до пары мостов в месте пересечения Катуни Чуйским трактом и останавливаемся. Тольяттинцы идут в Иню в магазин, - просим купить пива. На меня мысль шлепать в гору в гидре наводит ужас, сопоставимый если не с Бегемотом, то, как минимум, с Турбиной. Мы уходим до устья Ини на перекус. Перекус. Тольяттинцы догоняют и мы лениво гребем дальше. Настолько лениво, что я сижу вне стремян и далеко за подушкой свесив ноги за борт. Перед Яломаном на правом берегу замечаю отличный песчаный пляж и понимаю, что пропустить такой подарок нельзя. Траверсим Катунь в этой непотребной посадке тем не менее вполне успешно. Пляж и вправду оказывается отличным, а дежурные в качестве бонуса получают стильный кухонный буфет черного камня.
16.07. Утро. Сегодня у нас по плану Ильгумень и Кадринская труба. Собираемся, завтракаем, идем до Ильгуменя, чалимся. Разведка по левому берегу. Все вполне ходимо. Ждем прохождения к-4 и лениво препираемся с напарником насколько сильно надо лезть в валы. Интересная структура видна на правом берегу. Какие-то узкие малорасходные сливы, жаль толком не видно. Если еще доведется идти Ильгумень обязательно зачалюсь справа для просмотра. А то скучно как-то.. Проходим Ильгумень и чалимся в устье Кадрина. Да вода большая. Но выходной порог притягивает. Это именно река для к-2! То ли попытаться пройти хоть хвост порога, то ли хоть последний вал самосплавом. Жаль что не встаем здесь на дневку. Перекус и мы уходим дальше. Через примерно час сплава позади Кадринская труба и мы встаем в соснах. Макс объявляет дневку и баню. Жаль. Знал бы я раньше про это намерение мы бы задержались на Кадрине и катнули бы хоть последний слив. Но место действительно замечательное, с ковром шишек.
17.07. День запомнился походом в горы (невысоко), дальше уперлись в стенку и вечерней баней, за что организатором спасибо. Я как-то не очень поклонник, но удовольствие получил.
18.07. Сегодня у нас «Шабаш» - на мой взгляд, наиболее сложный порог средней Катуни. Ориентиры помню по сплавам 2004, 2006 годов. Чалимся направо. Идем смотреть. Первая ступень обходится мелководной протокой правее Камня-Скалы, смотрим на возможность маневра ближе к Камню – очень красиво. Как раз для Тритона с двумя поворотами примерно на 135 градусов. Вспоминается Замок на Урсуле 2008. А если не успеем? Тогда лагом на камень. Криминала не будет, но толкать груженый кат по камням тяжело-холодно-лениво. В общем, прямо без затей с пропуском пары камней меж гондол. Идем смотреть вторую ступень. Здесь все веселее, заметно веселее. Справа о берега косая бочка. Ближе к левому берегу цепь прямых бочек. В центре проход с валами, но оттуда идет свал вправо на косую бочку – куда что-то не хочется. Причем периодически (точнее апериодически) возникают косые валы которые будут сбивать заходящий по центру кат вправо. Мысль как бороться с апериодическим валом не приходит в голову, и я начинаю думать о проходе косой бочки под самым берегом. Саша предлагает перекинуть кат через мысок (в обход бочки), но это не по-джедайски как-то. Вроде уже раскатались. И дальше каскада нет. Ждем прохождения к-4 и думаем. Снимаем и думаем. На обратном пути родилась идея. Маневр от правого берега в центр в зоне апериодических валов. Так мы обеспечим нормальный угол их встречи. Правда есть риск полулагом в бочку, ну да выгребем. Энерговооруженность главный козырь Тритона. Садимся на каты стартуем с дистанцией 25 м после рафтмастера – они лучше запомнили первую ступень, с тем, чтобы между ступенями обойти их. Почти так и получилось. После первой ступени они заехали в какие-то шхеры правого берега и застряли там. Идем правым берегом, «носы влево», «ход», пробиваем апериодический вал, легко компенсируем снос вправо, выцеливаем между бочками. «Ровняем, ход!» и четко въезжаем в нужное место. Дальше – проще. Уход влево в улово за камень и ждем Рафтмастер. Шабаш пройден. Дальше до «Пней» вроде-почти-ничего. Даже немного скучно. Да это не Чуя. К вечеру чалимся перед «Пнями» на ЛБ. Машины, люди, кони, коровы – не вляпаться бы. Идем на вечернюю прогулку на мост на первом Пне. Оказалось далековато. Но вид Пня успокоил. Вроде воронки не страшные или уже привыкли? Возвращаемся. Народ выловил пару банок пива из реки. «Такая рыбалка нам нужна». Укладываемся спать. Последняя ночевка на реке полным составом. Завтра тольяттинцы уедут в Новосибирск, а мы двинем на озера.
19.07. утро-день. Подъем. Едим, грузимся м вперед. Пни особого впечатления уже не производят, хотя место, конечно, примечательное. Идем дальше. Неожиданно острые впечатления доставляет «Еландинский». Помня, его по прошлому походу захожу в центр (в августе 2008 под левым берегом был крутой слив с бочкой, в которой у нас зажигал один из экипажей). По большой воде картина резко поменялась. Теперь слева вполне внятный пологий слив, а в середине валы каких-то невообразимых размеров. Хотели по-быстрому свалить влево, но поздно. За весь поход мы никогда не были так близко к килю. Задняя часть баллона начала нехорошо подтапливаться, но на кормовой свече мы все-таки из выехали из валов. Чемальская труба – как последний привет от водяной части похода.
19.07. день-вечер. Чалка на пляже в Чемале, просьба каких-то местных покатать их на кате, сушка, сборы, устройство снаряги, формирование рюкзаков для пешки и около 20-00 мы выдвигаемся в сторону Элекмонара под традиционным для Чемала вечерним дождем. 4 км до Элекмонара и еще х.з. сколько через Элекмонар до леса идти неохота и мы пытаемся, что-то проголосовать. Остановился внятный автобус, который под разговоры за 200р с четверых завес нас в середину Элекмонара и высадил. Тут на нас сразу выскочил владелец Газ-66, предложивший завтра нас отвезти до подъема на озера. Чуть подумав, мы согласились и нам была предоставлена беседка для ночевки и баня, чему в виду дождя мы были очень рады.
20.07 утро. Мы были разбужены хозяином «шишиги», которая нас повезла по ущелью. Мосты, броды, движение по руслу, мы почти летаем внутри кунга. Хорошо, что мы не пошли тут пешком. На мой взгляд, минимум 1.5 дня. И вот мы у начала пешей и конной троп. Ну в общем начало пешки.. 8км с набором с 650 до 1600 м. под ногами грязь, ручьи, корни. Плохо ли хорошо за 4 часа мы ее с рюкзаками проделали. Где-то в середине рассказываю анекдот про говорящую лошадь. И вот мы выходим ко второму (снизу) озеру. Стоит пара групп плановых туристов. Тем не менее, легко находим весьма изолированную полянку для базового лагеря. Я валюсь спать (по-моему даже без обеда), а некоторые личности идут гулять по окрестностям – железные люди.
20.07 то ли вечер, то ли ночь. Просыпаюсь. По окрестностям носятся местные «быстроходные туманы». Ужинаем. Укладываемся. Традиционное пение перед сном.
21.07. Утро-день. Здесь нет березовой коры, потому что нет березы. И сосна здесь сразу не горит. И бумага почти не горит. После некоторых поисков был найден местный аналог березовой коры. Это какой-то лиственный кустарник, с тонкой отслаивающейся корой, практически не смачиваемой дождем. Так вот его кора это местный аналог бумаги, а ветки – березовой коры. Обогащенные этими знаниями мы успешно разводим костер и готовим завтрак. Далее у нас выход на Плато Духов и к озерам. Плато духов представляет собой плоское плато (высота 2050м) с поверхностью покрытой местами камнями, местами травой. Из этих камней посетителями сложены многочисленные туры. Вид совершенно фантастический Спуск к озерам происходил по «тропе Гендальфа» - точнее вообще без тропы по сыпухе, курумнику и полной з… Далее мы поднимаемся к самому верхнему из Каракольских озер. Праздный люд как раз разбежался, и мы решаем искупаться в первом шаманском озере. Вода приятно бодрит после спуска по «тропе», только потом замечаем, что в озеро спускается снежник.
21.07.Вечер. Последний вечер в походе. Пьем за команду, за сложившийся поход.. Как-то быстро все пролетело. Кто-то высказывает мысль, что неплохо бы еще пару дней просто постоять здесь.
22.07. Подъем. Спуск по знакомой тропе на поляну с шишигами. Поиск машины до Чемала. С гор спускается колоритная группа врачей. Все курят и матеряться как сапожницы. Они приглашают присоединиться к поездке на заказанной ими машине, что для нас очень кстати, т.к. обычно машины идут после 19 и мы могли бы опаздать на автобус в Чемале. Водитель довозит нас до Чемала через какое-то плато, т.к. у него «сложности с правами (отобрали)». В Чемале забираем вещи, ждем автобус. К нам подходить водитель Форд-транзит и предлагает еать на нем. Нас устраивает деньги те же, а идет наверно быстрее и непосредсутвенно до ж/д.
23.07. Утро.Н-ск.Вокзал. Билеты только купейные. Решаем взять целое купе (есть только на ночной поезд). Сидение на вокзале. Дождь.
24-25/07 Снова поезд. Самара. Некоторая суетная езда по городу. «Выставил» Сашу «на курс» на Челны на Московском шоссе. Все…